+7(812)746-46-45
Skip Navigation Links

назад


Опыт формирования коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста.

Многие педагоги и психологи поднимали и разрабатывали проблему развития и коррекции коммуникативных данных детей младшего школьного возраста. К ним относится методическое пособие Н. В. Клюевой, которое позволяет ближе познакомиться с особенностями общения ребенка. Пособие предназначено для работы с детьми,  которые не имеют особых проблем с общением, с целью дальнейшего развития и совершенствования их коммуникативных навыков,  так и для тех детей, которые в силу своих личностных особенностей испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Н. В. Клюева выделяет некоторые особенности работы с детьми, отличающихся личностными особенностями:

— избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи;

— своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении;

— уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять;

— помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять свои требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе…

 

Ребенок с нарушением самооценки.

— Не оберегайте своего ребенка, от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

— Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте пожурить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

— Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.

— Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и по­кажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

— Показывайте своим примером адекватность от­ношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

— Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Срав­нивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Конфликтный ребенок:                                   

— сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»:

— не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

— после конфликта обговорите с ребенком, причины его возникновения, определите неправильные дей­ствия вашего ребенка, которые привели к конф­ликту. Попытайтесь найти иные возможные спо­собы выхода из конфликтной ситуации;

— не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать про­воцировать их;

— не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблю­дать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т. к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», сле­дует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного

 Застенчивый ребенок:

— расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите малыша спокойно относиться к новым местам;

— не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевоз­можных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему оп­ределенную меру свободы и открытых действий;

— постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах;                 

— привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим».

Замкнутый ребенок:

— расширяйте круг общения вашего ребенка, npuведите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

— подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком:

— стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

— если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к nсuхологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему» (№7, с.56)

Однако, наряду с положительными, есть и отрицательные стороны методики. Так, автор предлагает игры, которые не связаны логически друг с другом, нет теоретических обоснований целесообразности игр. Таким образом ребенок не получает достаточной информации об общении, о его назначении, роли в жизни каждого человека.

Существует еще одна методическая разработка по данной проблеме:  Романюта В. Н. «Учим детей общаться».   Содержание и методика занятий позволяют синтезировать имеющиеся и получаемые учащимися знания о человеке, человеческих отношениях, о правилах культуры, о психологии общения.

«Основной принцип - дать возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. Поэтому, не умаляя значимости словесного общения с детьми (беседы, рассказы, дискуссии, споры, чтение и обсуждение рассказов и т. д.), советуем большую часть времени посвятить практике: сюжетно-ролевым играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, играм - драматизациям и т.д.

Используются различные формы: игры, диалог, анализ и обыг­рывание ситуаций, эксперимент, восприятие картин, слушание музыки, психогимнастика, рисование, работа творческими группами, видео тренинг. Широко включаются различные средства наглядности. Вводное занятие по теме можно проводить со всем классом, но затем отрабаты­вать практические навыки в подгруппах по 5-10 человек (особенно, если эти занятия будет вести психолог).

Можно выделить   следующие направления и тематику:

Ты среди людей. Как люди общаются? Культура общения. Речевой этикет. Мир наших эмоций и чувств. Учимся эмпатии - способности понимать другого человека. Ты и твои школьные друзья. Общение в семье. Твой темперамент и характер, их роль в общении. Как выходить из конфликтов и др.» (№17. С.5)

Это наиболее полное методическое пособие, отражающее основные свойства и правила общения. Однако, надо обратить внимание на последовательность предлагаемых мероприятий. Так, под первым номером идет тема: «Ты среди людей. Зачем человеку другие люди», а под  номером 17, 18 - тема «Каков твой темперамент? Каков твой характер?». Напрашивается вопрос: как может человек общаться с собеседником, узнавать в нем какие-то новые свойства, если человек сам не знает, каков его темперамент, характер? Таких несоответствий еще достаточно. Таким образом, данному методическому пособию свойственна большая разбросанность, хаотичность.

На основании собственных выводов, проанализировав литературу и существующие методические наработки по данной проблеме, я разработала новый вариант курса, направленного на коррекцию коммуникативных данных детей младшего школьного возраста.

 

                          Директор ГБОУ ООШ № 460

Г.В. Макарова



назад