+7(812)246-61-55
Skip Navigation Links

назад


Чтобы тело и душа были молоды


В современной школе нагрузка на ученика иногда поражает своими размерами. Однако, детям необходимо справляться. Иначе они не будут соответствовать современным требованиям к выпускнику. В таких условиях важно не только обучить, но и не потерять здоровье ребенка. Поэтому сейчас так актуальна тема здоровье сбережения. Необходимо проводить профилактическую работу, общеоздоровительные мероприятия.

Наиболее важные из них:

1.Горячее двухразовое бесплатное питание;

2.Участие в массовых оздоровительных мероприятиях («Веселые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья»; походы, экскурсии);

3.Двигательные действия, направленные на реализацию задач здоровье сберегающих образовательных технологий обучения: выход к доске, выполнение задания с чередованием позы; подвижные перемены;

4.Эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

5.Гимнастика оздоровительная, пальчиковая;

6.Проведение физкультминуток на 8, 12, 20-й минутах урока с учетом состояния детей;

7.Специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз по методу Г.А. Шичко: «пальминг», «круг», «квадрат»; упражнения на релаксацию: расслабление мышц плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса; на формирование правильной осанки;

8.Упражнения для профилактики плоскостопия: «медвежонок», «пружинки», «балерина»;

9.Массаж: поглаживание, растирание, разминание учащиеся делают друг другу;

10.Самомассаж по методике И.В. Чупахи — гимнастика маленьких волшебников: массаж живота, «лебединая шея», «Чебурашка»;

11.Тренинги по темам «Болезнь», «Прогулка в лес» проводятся с целью принятия спектра эмоциональных переживаний, формирования положительных эмоций, осознания себя и своих возможностей;

12.Гимнастика до уроков.

Желательно проведение занятий на свежем воздухе, что способствует повышению работоспособности организма и замедляет процесс утомления.

Большое значение для детей играет их психологический настрой и внутреннее состояние. Для определения психологического настроя можно использовать «Гусеничку настроения». Суть этой методики в том, что каждый ученик, придя утром в школу, показывает свое настроение в цветовом изображении. Таким образом, вырисовывается общая картина настроения класса, в зависимости от которой и строится работа педагога (намеченные учителем накануне виды работы на уроке могут усложняться или упрощаться).

Важно поддерживать здоровье сберегающую среду в классном коллективе: учитель должен стараться, чтобы дети слышали его спокойный, ласковый тон, обращение к себе по имени, видели его улыбку. Важно, чтобы они ощущали уважение к любому мнению, ответу каждого ученика, даже если ответ не совсем верный. Каждый учебный день желательно начинать с «минутки вхождения в день» или приветствия в парах, группах, кругу или какой-то другой форме. Такое приветствие выполняет функцию положительного эмоционального настроя, снимает напряжение, является своеобразным организационным моментом и установкой на урок. Также можно организовать ситуацию прощания и взаимоблагодарения по типу приветствия, таким образом, воспитывается привычка благодарить окружающих их людей за каждую малость. Так как важным условием комфортного существования человека в социуме является его способность к общению, то хорошо зарекомендовал себя на практике принцип взаимообозрения при расположении детей в классе (они сидят за партами, поставленными полукругом), это заметно снижает агрессивность и повышает эффективность общения, развивает умение невербального общения, создает ситуацию обмена положительными эмоциями посредством взгляда «глаза в глаза».

В рамках данной работы проводятся беседы по проблемам здорового питания в современных условиях.

Важно проводить уроки по здоровье сбережению с приглашёнными гостями. Первый урок с участием учителя физической культуру. В рамках урока проводился практикум по правильному лечебному дыханию и основным гимнастическим упражнениям для сохранения иммунитета.

Второй урок с участием врача педиатра. В рамках урока проводился симпозиум по проблеме «Иммунитет». Перед занятием проводилась большая подготовительная работа. Ребята нашли в Интернете информацию об иммунитете, поговорили со старшими о рецептах народного сбережения иммунитета, а приглашенный гость- врач педиатр выступал в роли эксперта по данной теме в рамках классной дискуссии.

Вообще, ошибочно считать, что с окончанием дошкольного учебного учреждения, дети обязаны сидеть «смирно» за партами. Нам, учителям давно надо научиться строить урок так, чтобы динамика учащихся не ограничивалась только лишь выходом к доске для ответа или двухминутной физминуткой. Так, на уроках окружающего мира мы переходим с одной учебной зоны в другую. Каждая зона несет свою функциональную нагрузку. Например: зона работы с картой.

Дети в основном стоят, показывая на карте указанные объекты.

Зона лабораторных исследований.

На уроках литературы мы используем театральную деятельность. Но и такой вид работы возможно переместить из-за парты в так называемый «Театральный клуб».

Организация активного отдыха на переменах

Наверное, нет ни одного ребенка, особенно в начальных классах, который с большим нетерпением не ожидал бы волшебного звонка с урока. С этим сигналом дети заполняют веселым шумом школьные коридоры. Одни выходят прогуляться, другие затевают игры, которые сопровождаются слишком большими нагрузками, что вызывает у школьников чувство усталости, которое отрицательно сказывается на их дальнейшей работоспособности. Более того, дети не задумываются о том, что такие развлечения в школьном коридоре могут привести к травмам.

Статистика показывает, что половина всех травм в школе возникает на перемене и в группе продленного дня. Поэтому необходимо предупреждать опасность в играх и шалостях детей. С этой целью мы на спортивном часе проводим беседы. Как мы это делаем?

В нашем классе были распределены обязанности затейников, которые организовывали игры на переменах. Они брали необходимый инвентарь в спортивном зале, консультировались с учителем физической культуры. Получилась очень интересная форма деятельности.

Пока организация подобной динамической деятельности зависит от фантазии педагога и его способности организовать динамику в ограниченных небольшой площадью классный кабинетах. Конечно, для того, чтобы полностью реализовать такой метод и справиться с проблемой здоровье сбережения, необходимо изменить условия современной школы. Классные помещения должны предусматривать дополнительные площади для релаксации. В классах, где детей не очень много еще возможно постелить ковер и организовать там зону отдыха, но это абсолютно невозможно, если классы переполнены, все помещение занимают парты. Это - основная проблема, которая стоит перед образовательным учреждением на пути решения этого вопроса.

Учитель начальных классов ГБОУ ООШ №460 Борисова М.Л.



назад